3000 км от Питера до Омиша
Наконец-то осуществилась моя давнишняя идея — отправиться в Хорватию на машине и на «собственной шкуре» прочувствовать — как это? Насколько это интересно и насколько тяжело. Сегодня поделюсь с вами своими впечатлениями от этой поездки.
Начну по порядку. Осуществить данную поездку нам предложил знакомый хорват Стипе, живущий в Санкт-Петербурге, которому по делам нужно было отправиться на Родину, в г. Синь, расположенный километрах в 50-60 от нашего хорватского места назначения — г. Омиш под Сплитом. По словам Стипе, на своем стареньком Fordе Galaxy он преодолевает это расстояние за 2 дня, т.к. нигде не останавливается на ночлег, спит прямо в машине по 2-3 часа и едет дальше. Мы, конечно, были к этому не готовы и договорились со Стипе, что все же по дороге будем останавливаться на ночевку. Торопиться нам было некуда и ему, в общем-то, тоже. На том и порешили. Договорились, что 20-го мая стартуем из Питера.
День 1-й.
Так получилось, что старт оказался довольно поздним, около 12 часов дня. Никакого плана по поездке у нас не было, потому что пообщаться со Стипе перед поездкой не было возможности. Решили, что по дороге сориентируемся и найдем место, где переночевать.
Маршрут нашей поездки был следующий: Санкт-Петербург — Псков — Латвия — Литва — Польша — Словакия — Венгрия — Хорватия (через г.Загреб). Нам пришлось сделать крюк, не поехав через Украину или Беларусь, потому что для въезда хорватов в эти страны нужна виза, а вышеперечисленные страны входят в зону Евросоюза, где виза хорватам не нужна. Может оно и к лучшему — по отзывам, на белорусской границе в Бресте можно потерять пол-дня. У нас (у меня и у Ольги) была открыта финская виза-шенген, ну и конечно, наша собачка Молечка тоже имела все необходимые документы для такой поездки.
До Пскова (около 250 км) ехали меньше 4-х часов. По дороге проезжали мимо таких знакомых нам исторических мест, как Выра, Изборск, Пушкинские горы, Красные Струги… Не заезжая в Псков, доехали до Острова, откуда до русско-латвийской границы должно было быть рукой подать, но несмотря на то, что ехали по навигатору, сбились с маршрута и уехали в Опочку, сделав крюк в 100 км. Пришлось из Опочки по наводкам местных жителей и полицейского ехать до Пыталово, где должен был быть пограничный пункт. Ехать пришлось по насыпной песчаной дороге, аккуратно, на маленькой скорости, около часа. В итоге мы все-таки выехали к пограничному пункту, где нас вдруг ни с того ни с сего обобрали на 300 рублей за проезд по «платной дороге»! На наши глубокие искренние возмущения сами пограничники посоветовали: «А вы пишите, пишите, может что и изменится».
На погран-пункте было весело. Ни одной машины, кроме нас. Нас попросили выйти из машины, открыть багажник и дверцы, а также бардачок, дернув за ручку которого, я оторвала почти половину передней панели старенького форда. 🙂 Мы дружно посмеялись с пограничниками, и они пропустили нас с Богом. Через несколько десятков метров был латвийский пост. Там нам пришлось трижды выйти из машины и сунуться в три разных окошка, предъявляя наши паспорта. Но в целом пограничники с латвийской стороны не проявили к нам особого интереса, только спросили, что везем. Ответ «личные вещи» их вполне устроил, к тому же мы честно признались, что везем по 2 пачки сигарет на человека (для нашего заядлого курильщика Стипе). 2 пачки это разрешенное количество ввоза сигарет в Латвию, и не вздумайте везти блок сигарет — проблем будет очень много: штраф в обязательном порядке только в местной валюте, которую обменять вам придется, прогулявшись пешком (по опыту Стипе) за 5 км в одну сторону! Канистры с бензином, кстати, тоже брать не рекомендуем — отнимут.
Мы поспешили уехать с этого места поскорее, пока нас не загрызли комары, которых здесь почему-то видимо-невидимо и любое ожидание превращается в настоящую пытку.
На всей территории Латвии и в начале Литвы работало русское радио, да и в самой Латвии и Литве все говорили на русском языке и ощущения «заграницы» совсем не было. Ночевать планировали в Каунасе, но поскольку задержались с отправкой из Питера, к ночи доехали только до Даугавпилса, где пришлось поколесить по симпатичным улочкам в поиске ночлега. В результате из одной маленькой гостиницы, где все номера были заняты, нас отправили искать свободные комнаты в двух других. В маленькой частной гостинице «Rebir», расположенной рядом с огромным отелем, мы и нашли себе пристанище на 1 ночь. Времени на осмотр Даугавпилса у нас не было, с утра надо было отправляться в дальнейший путь, но даже то немногое, что мы успели увидеть в этом городке, произвело на нас очень приятное впечатление.
День 2-й.
Довольно быстро мы въехали в Литву. Удивило то, что никаких пограничных пунктов в Евросоюзе нет. О том, что мы въехали в другую страну, нас известила довольно скромная табличка. В Литве мы поменяли 2 шины, на которые всю дорогу жаловался Стипе. Вышло дороже, чем в Латвии, 100 евро за две старые шины. Все потому, что Стипе не сразу понял, что они старые и думал, что за эти деньги ставит новые. В Латвии за те же шины, по его словам, он мог заплатить 60 евро. В любом случае, замена была своевременной, потому как в Литве нас застал дождь и поездка на «облысевших» шинах старенького форда была весьма опасной.
Литовское радио тоже «говорило» на русском языке. Только почему-то сплошь какие-то гадости — о том, как тяжело на свете жить, как много вокруг проблем, и даже реклама соответствовала этой волне: «Приведите ваших детей к нам, и мы вам скажем, сколько в них микробов, паразитов и патогенных зон». Бррр…
Литву проезжали медленно и печально, поскольку везде на дорогах ограничение скорости — 70 км в час. И несмотря на нашу небольшую скорость, все же в одном месте нас «ухватил» фотоконтролер скорости, которых здесь наставлено великое множество, и о которых далеко не везде предупреждают, особенно при въезде в Литву. Стипе был раздосадован, переживая, что теперь ему придет большой счет на штраф.
Периодически нас поливал дождь и окутывал туман, но, прорвавшись через Литву, мы также незаметно въехали на территорию Польши.
Польша произвела на нас впечатление ухоженной, аккуратной, чистой, красивой и дешевой страны. К тому же здесь можно было ехать с нормальной скоростью по хорошим дорогам. Придорожный ресторанчик в Польше.
Проголодавшись, мы пообедали в придорожном ресторанчике и были приятно удивлены — на троих весь обед включая суп, второе, пиво и чай обошелся в 14 евро! Здесь можно жить! И все это в сочетании с огромным радушием персонала ресторана.
В благодарность, мы устроили небольшое представление — Молли выступила со своей показательной цирковой программой, после чего ехала гордая собой, решив, видимо, что это ОНА заработала для нас еду.
Далее наш маршрут вел нас в Варшаву, а оттуда — в Краков. Варшаву проехали мимо, а Краков посмотрели только из окон автомобиля. Ольга мечтала посетить пещеры Величко под Краковом, но в этот день надо было еще проехать много километров, поэтому и Краков, и пещера остались позади.
На ночлег остановились в корчме «У Якуба». Замечательное местечко — настоящий оазис! Находясь на территории корчмы, забываешь, что совсем рядом проходит трасса. Здесь поют птички, красивый дом утопает в зелени, маленький пруд, роштиль-печь, декоративная мельница у дороги, расписные телеги, неповторимое убранство внутри корчмы, — все создает неповторимый колорит. За корчмой располагается целая деревня различных построек: избушки, колодцы, лавочки и пр., о которых мы даже не подозревали. Ночлег в этой корчме обошелся нам дороже всего, 80 евро за троих, так как пришлось брать 2 двухместные комнаты с очень тонкими перегородками. Зато в стоимость входил завтрак. На следующее утро с сожалением покидали этот райский уголок.
День 3-й.
Красивые поля Польши сменили густо покрытые лесом горы Словакии. Проехав бывший пограничный пункт, мы остановились на заправке, чтобы купить «винету» — этакую голубую наклейку, в которую необходимо вписать номер автомашины и на которой указана дата и время въезда в Словакию. Никакой информации об этом при въезде в страну мы не обнаружили, но Стипе, проезжавший этот маршрут уже не в первый раз объяснил, что «винета» должна быть наклеена на лобовое стекло машины. Если ее не будет, полицейские могут остановить вас и оштрафовать на большую сумму. Словацкая винета обошлась нам в 10 евро. Срок действия этой винеты — 14 дней.
Сразу было видно, что по сравнению с Польшей Словакия не такая богатая страна. Большинство домов явно нуждалось в реставрации, и вообще все было как-то до боли знакомо, по-русски. 🙂 И все же мы любовались потрясающей природой и изредка встречающимися красивыми замками.
Около шести часов вечера мы остановились поесть в придорожном ресторанчике, рядом с которым радовал глаз живописный уголок: голубятня, мини-мельница, мини-плотина — все сделано с любовью и мастерством. Голуби с хвостами, распушенными как у павлина, чинно расхаживали возле своей избушки на ножке.
В ресторане нашлось и вегетарианское меню для нас с Ольгой, и мясное для Стипе, и безалкогольное пивко, однако цены здесь были уже не такими приятными.
За Словакией нас ожидала Венгрия, въезд в которую также был платный — то есть нужно было как и в Словакии купить местную винету, но уже за 15 евро.
Навигатор вел нас в Будапешт, проехав через который мы получили колоссальное удовольствие. Это уже не первое наше посещение столицы Венгрии. В 1999 году мы уже излазили множество уголков Буды и Пешта, а проезжая в Хорватию на поезде в 2011 году, во время 8-часовой стоянки поезда, пешком дошли от вокзала до Дуная и горы Геллерт. Сегодня Будапешт поражает своей двуликостью. Центральные улицы Будапешта — это шик особняков в австрийском стиле. Глядя на величественный вид Театра Оперы в голове невольно зазвучал чардаш и пронеслись строчки из оперетты Имре Кальмана «Марица»: «Где скрыто счастье, никто не знает, оно звездою в ночи сияет…» Ах! И в то же время вспоминается совсем другой Будапешт, который мы видели при поездке на поезде во время наших вынужденных стоянок в столице Венгрии — бомжи, грязь, ужасные витрины…
Проехав Будапешт, мы задумали остановиться на ночлег на озере Балатон, который еще называют венгерским морем за его огромные водные просторы. Проезжая вдоль Балатона на поезде, мы всегда любовались домиками-пряниками с ровно подстриженными газончиками вокруг них. Здесь сдается множество комнат… Но увы, наш навигатор с установленным маршрутом на Загреб, увел нас по шоссе в сторону от Балатона. Уже в ночи мы искали по трассе ночлег и в результате остановились в мотеле недалеко от Будапешта. Ночлег в весьма обшарпанных комнатах мотеля обошелся нам в 65 евро за две комнаты и безо всякого завтрака. Задерживаться здесь не хотелось, и потому с утра мы помчались в Загреб.
День 4-й.
Венгерско-хорватская граница нас сильно не задержала. И та и другая стороны находились в одном пограничном пункте, и, проштамповав паспорта у венгров, мы тут же передали их для печати хорватским пограничникам. Придираться к нам не стали, только проверили Молькины документы, и вот УРА, МЫ В ХОРВАТИИ!!!
Здесь никаких винет нет, но есть платные автомагистрали. Стипе сознательно уходил от них, съезжая на старые дороги. Уже в Загребе остановились выпить утренний чай-кофе. В хорватских кафе не бывает никаких «плюшек», но у нас с собой оказалось вкусное печенье, заменившее нам завтрак!
В этот раз Хорватия встретила нас мелким дождиком и прохладой. Хорваты жалуются, что такой затяжной весны еще никогда не было. И хотя в мае некоторые уже купались и температура воздуха достигала 35 градусов, сейчас погода напоминала, скорее, осень.
Поездку мы перенесли на удивление легко и хорошо. Единственное, чего немного жаль, так это то, что все наши остановки в Европе были, что называется, «мимо кассы». Если бы мы продумали весь маршрут заранее и спланировали его, можно было бы совместить полезное с приятным и познавательным.
В заключение, помимо нюансов, отмеченных в репортаже, хочу сделать некоторые выводы, которые, возможно, пригодятся тем, кто хочет отправиться в Хорватию также на автомобиле:
Лучше заранее спланировать маршрут, продумав места для ночлега.
Если едете с остановками только на ночлег, то место для ночлега лучше начинать искать не позднее 8-9 часов вечера (пока найдете, пока заселитесь…).
Если уж едете через Европу, то почему-бы не запланировать посещение и осмотр достопримечательностей, встречающихся по пути. Для этого нужно хорошо изучить маршрут, потратив какое-то время, но это время обязательно окупится!
Счастливого пути!!!