
Чем живут хорваты?
Наши туристы, посещающие хорватию, часто задают вопросы «Чем» живут хорваты?» и «Что они делают зимой?» Надеюсь, эта статья даст ответы на эти вопросы.
Экономика Хорватии.
В рамках единой Югославии Хорватия занимала 2-е место после Словении по уровню развития промышленности и выпуску продукции в расчете на душу населения (этот показатель примерно на 1/3 превышал средний по стране). Республика специализировалась на добыче полезных ископаемых (нефть, уголь, бокситы), морских перевозках и туризме.
Образование независимого хорватского г
осударства и последующая гражданская война 1991 — 1995 г. спровоцировали гиперинфляцию и резкое снижение уровня экономического развития. Экономика страны до 1996 года фактически была экономикой военного времени — 40% государственных расходов направлялось на оборону. За период 1989 — 1994 годов экономический спад в Хорватии достиг 46%.
Тяжелая промышленность современной Хорватии включает металлургические и металлопрокатные предприятия, машиностроительные заводы, гидроэлектростанции, судостроительные верфи, завода по производству цемента и железобетонных изделий.
Ведущие отрасли индустрии — химическая, нефтехимическая, электротехническая и электронная, пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, фармацевтическая. В стране действуют пивоваренные и винно-водочные заводы, мясокомбинаты, предприятия по производству кожаных изделий, сахара, по переработке сельско-хозяйственной продукции.
Северо-восточные равнины Хорватии — главная житница страны. Здесь выращивают зерновые культуры (кукурузу и пшеницу), сахарную свеклу, сою, коноплю, лен, подсолнечник, картофель, кормовые культуры (клевер, люцерну, кормовую свеклу), разводят крупный рогатый скот. На склонах холмов и в низкогорьях традиционно занимаются садоводством (выращивают в основном сливы и яблоки) и виноградарством. Основные культуры горных районов — ячмень и картофель.
Для Истрии и Далмации характерны виноградарство и виноделие, выращивание ранних овощей и южных плодовых культур, в т.ч. цитрусовых и маслин.
С осени 1993 года Хорватия приступила к осуществлению плана экономической стабилизации. В таких отраслях экономики, как туризм, добыча полезных ископаемых, судостроение, нефтепереработка, многие предприятия были приватизированы, и к 1995 году при содействии иностранных инвесторов начали осуществляться программы по их реконструкции.
С 1997 года ускорился процесс разгосударствления крупнейших предприятий страны, включая железные дороги, нефтегазовый концерн «ИНА», строившийся в расчете на поставки нефтепродуктов для всей Югославии, электростанции. …
…Хорватия характеризуется развитой транспортной системой.
Так, в 1997 протяженность железных дорог достигала 2,3 тыс. км, автомобильных дорог – 27,8 тыс. км (с твердым покрытием 23,5 тыс. км, в том числе 330 км скоростных магистралей). Загреб соединен шоссейными дорогами со Словенией, Югославией и Венгрией. Адриатическая магистраль соединяет все основные города приморской Хорватии. Русло Савы почти на всем своем протяжении, а также русло пограничной реки Дунай до военных действий были судоходными. Для восстановления судоходства по внутренним водным магистралям требуется проведение работ по расчистке русел этих рек. На побережье Адриатического моря расположено несколько морских портов, обеспечивающих морские перевозки не только Хорватии и бывшей Югославии, но и ряда других европейских стран. Крупнейшие порты – Риека, в Риекском заливе, на севере и Плоче, в устье Неретвы, на юге, менее крупные – Пула, Сплит, Шибеник, Дубровник. Торговый флот
Хорватии насчитывает 53 судна грузоподъемностью более 1000 брутто-регистровых тонн каждое, общим тоннажем 631 853 брутто-регистровых тонн. В 1999 в стране действовали 22 аэропорта. По территории Хорватии проходят нефтепровод длиной 670 км, 20-километровый нефтепродуктопровод и газопровод протяженностью 310 км.
Хорватия постепенно формирует внешний рынок. Так, в 1999 размер экспорта товаров и услуг составил 4,3 млрд. долл. Экспортируются транспортное оборудование, продукция химической и нефтехимической промышленности, текстиль, продовольствие. Основные партнеры по экспорту – Италия (18%), Германия (15,7%), Босния и Герцеговина (12,8%), Словения (10,6%), Австрия (6,2%). Импорт составил 7,8 млрд. долл. Хорватия ввозит машины, транспортное и электрооборудование, топливо и горючесмазочные материалы, продовольствие. Основные партнеры по импорту – Германия (18,5%), Италия (15,9%), Россия (8,6%), Словения (7,9%), Австрия (7,1%).
На протяжении 1990-х годов происходил рост внешнего долга. В 1997 он оценивался в 31,1% от ВВП (в 1996 – 26,6%, в 1995 – 25%), в 1999 в абсолютном выражении достиг 9,3 млрд. долл. В 1998 доходная часть бюджета страны составила 6 млрд. долл., расходная – 4,7 млрд. долл.
С 2000 правительство активизировало внешнеэкономические связи и поставило цель повысить инвестиционную привлекательность основных отраслей производства. В то же время оно предпринимает меры для стабилизации финансовой системы и снижения внешней задолженности.
Посттуджмановское правительство в большей степени ориентировано на вхождение в западноевропейские структуры (ЕС, НАТО) и соответствующим образом модифицирует экономическое развитие страны. В целом, несмотря на значительные разрушения, вызванные военными действиями (ущерб оценивается в 18,7 млрд. долл.), Хорватия по-прежнему остается вторым (после Словении) наиболее развитым в экономическом отношении государством из числа бывших республик югославских республик.
Источник — Большая энциклопедия.