Мы ехали, ехали, и, наконец, доехали…
Репортаж о том, как мы добирались из Санкт-Петербурга в Хорватию в 2012 году через Сербию и Боснию, на поездах и автомобилях.
Мы (это я, моя подруга Ольга и собачка Молли) не ищем легких путей, а потому уже третий год подряд в Хорватию едем поездом. Времени на это нужно немало (минимум 3 дня), но оно у нас есть. Из Питера дневным «Невским экскпрессом» за 4,5 часа до Москвы, а оттуда вечерним поездом до… тут возможны варианты. В 2011 году, из Москвы был поезд до Венеции, который шел через Загреб.
В этом же, 2012 году, этот поезд идет через Словению, минуя хорватскую столицу, поэтому нам пришлось взять билеты до столицы Сербии — Белграда. Мы даже обрадовались этому обстоятельству, потому что с тех пор, как мы влюбились в Хорватию и связали с ней свою жизнь, мы тем не менее, ставим перед собой задачу каждый год увидеть новую страну, и пока нам это удается. В 2010-м году мы из Хорватии съездили на неделю в Италию, в 2011-м ударно изучали Финляндию (надо было и финский шенген «откатать»), ну а в 2012-м — Сербия.
В сербской столице мы сняли небольшой, но оснащенный всем необходимым, апартамент рядом с вокзалом и в 500
метрах от центра города всего за 25 евро в сутки. Хозяева по нашей просьбе встретили нас на вокзале и проводили в апартамент, где нас к тому же ждал небольшой сюрприз — кофе, сок и бутыль воды, заботливо предоставленный нам хозяевами в качестве приветствия.
К сожалению, мы попали в «сербский сезон дождей», и из четырех полных дней, проведенных нами в Белграде, три дня шел непрерывный «питерский» дождь, помешавший нам познакомиться с этим городом получше. Весь город был окрашен в серые тона, которые нам очень захотелось разбавить сочными красками купленных в местном магазине ягод.
Зато последний день мы использовали по полной.
Дошли до храма святого Савы, самого большого православного храма в Европе, площадь которого занимает 7570 кв.м. Во время нашего визита абсолютно все внутреннее убранство храма было на реставрации, поэтому перед нами предстали лишь серые стены и огромные, но безликие, купола. Возле храма продавали симпатичные открытки, купив которые, мы заодно поучаствовали в благотворительной акции в пользу детей, оставшихся без жилья.
По пути к храму, мы увидели два разрушенных дома — следы бомбардировки в 90-х годах. Эти дома специально оставили в таком виде — в назидание потомкам.
Затем по главной пешеходной улице Kneza Mihajlova, дошли до парка и крепости Kalemegdan.
Очень красивое место, где открывается вид на реки Дунай и Саву.
Крепость Kalemegdan также оказалась интересным и довольно большим историческим памятником, с разными симпатичными уголками. Но, увы, в нашем фотоаппарате, как всегда не во-время села батарейка. Мы поняли, что в Белград нам нужно непременно вернуться.
До хорватского городка Омиш мы запланировали доехать на такси, регулярно курсирующем между Сплитом и Белградом, подобно таким, какие возят народ из Питера в Финляндию и обратно. Раздобыв телефон водителя, мы заранее договорились о дате и времени, когда нас должны забрать с адреса. В означенный час мы с чемоданами и нашим четвероногим другом стояли у дверей дома в ожидании машины. Микроавтобус со сплитским номером пришел во-время, и мы отправились в дорогу.
Дорога из Белграда до Омиша оказалась очень длинной и долгой. Мы ехали в итоге 10 часов вместо ожидаемых 5-6. В Сербии по обе стороны дороги простирались живописные разноцветные поля. Из Сербии мы каким-то образом въехали на кусочек Хорватии, потом с него выехали и въехали на территорию Боснии. На босанской границе нас «тормознули» — хотели, чтобы мы предъявили ваучеры для пребывания в Хорватии, которых у нас не оказалось (сапожник без сапог). Нас помурыжили минут 15 и, видимо, не решив, что с нами делать, отпустили с миром.
Босния нас впечатлила: вдоль дороги множество домов со следами обстрелов или вовсе разрушенных во время войны в 90х годах, а река Босна, вдоль которой проходила половина нашего маршрута, вообще оставила глубокий след в памяти. Это был некий непрекращающийся сплав мусора по реке. Такое ощущение, что где-то размыло свалку и теперь вся эта помойка (пластиковые бутылки, пакеты и прочий хлам) движется непрерывным потоком вниз по течению (сфотографировать на ходу не удалось, постоянно мешали кустарники).
Дорога наша шла через горный перевал. Когда мы ехали по равнине и видели впереди заснеженные вершины гор, как-то и в голову не приходило, что мы туда поднимемся. Мы были уверены, что наш путь пройдет по каким-то скоростным автострадам через горные туннели, и мы довольно быстро окажемся в любимой Хорватии. Но у водителя был свой план, и вскоре мы оказались в царстве Снежной Королевы: горы, поля вдоль дороги и деревья — все было в снегу. Увидеть в мае столько снега было для нас очень неожиданно. На верхогорье снега было, как в России в январе. Ели стояли все в снегу и никакого намека на лето или хотя бы весну.
В салоне микроавтобуса было прохладно, и мы изрядно замерзли — еще бы, в весенне-летней одежонке — зимой! Три дамы из Сербии, ехавшие с нами вместе до Сплита, оказались весьма закаленными — похоже, что мерзли только мы вдвоем. Зимняя дорога длилась довольно-таки долго. Я успела заснуть и проспать самые впечатляющие панорамы на самом верху горного хребта. Ольга рассказала, как она завороженно смотрела на обрыв с одной стороны дороги и решила, что для меня будет лучше, если я не увижу этой «красоты». 🙂 До сих пор я так и не поняла, благодарна ли я ей за это. 🙂
Хорошо, что у каждого пути всегда есть конец, эта вечная мерзлота должна была также закончиться. Заснеженные вершины остались позади, и по обе стороны от нас зазеленела травка. Однако в Боснии по-прежнему было серенько.
И только пройдя хорватскую границу, мы увидели, как словно по мановению волшебной палочки, вдруг засияло яркое солнце и небо обрело свой удивительно чистый голубой цвет!
Ура, мы в Хорватии!!!