Затерявшиеся в морских вершинах. Корнаты.
Отчет о морском путешествии по национальному природному заповеднику Корнаты.
Осталось собрать команду единомышленников. Таковых оказалось немало, в особенности из числа тех, кто уже знал, что это такое — морское путешествие по островам Адриатики на небольшом деревянном корабле «Мила Майка» во главе с замечательным капитаном Петромиром Леласом. Уже на следующий же день наше ДА было умножено в 10 раз! Наши знакомые ругались и называли нас искусительницами, отказываясь от спланированных ранее поездок в другие места — чаша весов неумолимо перевешивала в сторону небольшого деревянного корабля с женской фигурой на носу. В результате нас собралось 18 человек.
Отправление из Задара.
16.07.11 микроавтобус подхватил нас в г.Омише и уже через 3 часа доставил в столицу Северной Далмации — город Задар (Zadar). У нас было время насладиться звуками чуда инженерной мысли — морского органа на набережной, прогуляться через старый город и, наконец, взойти на борт корабля «Мила Майка».
На корабле нас, как обычно, ожидало приветственное слово капитана корабля Перо и краткий инструктаж по правилам нахождения на борту, «честица» в виде ораховицы — настойки ракии на зеленых грецких орехах. Около двух часов по местному времени мы «отдали концы» и пустились в наше недельное морское путешествие, целью которого явились острова национального заповедника Корнаты, излюбленное место яхтсменов.
Корнаты — это целая россыпь, расположенных в Северной Далмации, островов, бывших некогда вершинами холмов. Множество маленьких бухточек, которыми буквально изрезана прибрежная полоса — идеальны для слияния с природой, загорания и купания. На обитаемых островах расположились небольшие городки и маленькие рыбацкие поселки, называемые хорватами — мало место. Жизнь в таком «малом месте» размерена и несуетлива, а заход на ночлег даже такого небольшого корабля как «Мила Майка» — целое событие, привлекающее внимание отдыхающих здесь туристов и местных ребятишек.
Однако мы не спешили причалить к какому-нибудь берегу, а целый день провели в маленькой бухточке, отдавшись чистейшему морю, и подставив свои почти сметанные тела мягко палящим лучам солнца.
Купание с берега и купание с корабля имеют огромное различие, которое понимаешь только спускаясь по лесенке или прыгая с корабля в сочную бирюзу морской глади.
А закаты и восходы, встречаемые на корабле на Адриатике, поистине удивительны и очень разнообразны. Объединяет их только то, что солнце практически везде садится не за горизонт, а опускается за острова. В хорватских песнях о закате солнца поется очень красиво — palo sunce.
Корнаты. Город Sali.
16.07.2011. Вечером того же дня мы причалили на ночлег к пристани городка Сали. Прямо на набережной столпилось много людей — все смотрели видео-запись национального праздника. Кино демонстрировалось на стене одного из домов при помощи установленного тут же на столике компьютера и кинопроектора. К сожалению, в связи с нашим поздним прибытием в этот городок и ранним уходом из него, он почти не остался в нашей памяти…
Корнаты. Остров Жире, или не до жиру…
После ужина мы отправились исследовать остров. Местные жители отправили нас по дороге в старое село Жире и церковь св. Марии, расположенную неподалеку. Как потом оказалось, мы пошли не по той дороге и «нарезали» крюк — лишних километра четыре.
По дороге нас удивило огромное количество автомашин различных марок без гос.номеров. Как нам потом объяснил Перо, в них нет необходимости, т.к. на острове вообще нет полиции. Ни одного полицейского!
Уже смеркалось, когда мы достигли первой цели — церкви св.Марии. В Хорватии чуть ли ни каждая вторая церковь имени божьей матери. От церкви уже и до старого села было рукой подать. Дорога назад оказалась очень короткой — километровый спуск с горы. Наш знакомый, проделавший с нами весь этот путь, заявил, что в церкви он с нами больше не ходок и строго придерживался данной установки все путешествие.
На следующее утро 18.07.11 по плану было посещение города Шибеник. Но стоило нам только завести мотор, как капитан Перо его тут же заглушил и сообщил новость — в моторе обнаружилась серьезная поломка, не дающая кораблю возможность маневрировать. Перо был огорчен и приговаривал: «За десять лет на море всегда Я оказывал помощь другим, и вот впервые понадобилась помощь мне самому». Но удача была на нашей стороне — в этом «малом месте» одновременно с нами на ночлег останавливался еще один аналогичный корабль под названием «Vruja Split», словно специально посланный нам для оказания помощи, заключавшейся в буксировке нашего корабля к месту ремонта.
На наших глазах корабли прочно связывали канатами, а затем несколько часов подряд два корабля, как сиамские близнецы, шли бок о бок по морю. Вот идеальное время для проведения традиционной «пиратской вечеринки» — можно взять соседний корабль на абордаж! 🙂
Однако, от такой «близости» сдулись надувные балоны, служившие воздушной подушкой между бортами, и пришлось перецеплять наш корабль на канат позади нашего спасителя.
Вот так, на веревочке, словно ребенка за ручку, нас довели до острова Муртер. Для нас, как пассажиров, во всем была удача — приключение и посещение интересного большого островного города с названием острова — Муртер. Здесь мы провели два незабываемых дня, вынужденно пожертвовав знакомством с островом Капри (Kaprije).
Остров Муртер — хорошего лучше по-немногу.
18.07.2011 — 19.07.2011. Судоверфь.
Наш корабль, словно большого кита, вместе с нами на борту, медленно загоняли на опущенные в воду ремни, чтобы поднять его из воды. В этой судоверфи все знали Перо, ведь именно здесь «Мила Майка» проходит ежегодный технический осмотр и необходимый ремонт, чтобы получить соответствующую лицензию на работу. В Хорватии с этим строго.
Корабль «взяли» вне очереди, бережно подняв его из воды, так, что мы этого даже не почувствовали. Только после этого нас ссадили на берег по перекинутой доске. Перо всем лично помогал сойти с корабля, подавая руку и придерживая доску. Для нас произошедшее было лишь веселым приключением, для него же — серьезной проблемой, которую ему надлежало решить в кратчайшие сроки.
Остров Муртер. Город Муртер.
Остров нам понравился. Он был густо заселен, застроен коттеджами и обустроен для приема большого количества туристов. Здесь мы нашли для себя и благоустроенные пляжи, и магазины, и рынок, и кафе со вкусным и знаменитым еще в советские времена мороженым фирмы «Ледо». Это кафе мы аккупировали на ближайшие два дня — оно стало для нас явочным местом, которое мы все по очереди посещали по нескольку раз в день. Оказалось, что на Муртере есть как галечные, так и песчаные пляжи, до которых легко дойти пешком, перейдя с одной стороны острова на другую.
Помимо благ цивилизации, сильное впечатление на нас произвел путь святого Рока, ведущий к церкви св.Рока на вершине, над городом. От церкви открывались потрясающие виды на сам остров и соседние острова. В вечернее время этот путь подсвечен фонарями и смотрится, как дорога в небеса.
Находясь в городе, мы с надеждой время от времени поглядывали в сторону судоверфи — вдруг наш кораблик уже на воде… Вечером Перо позвал всех на корабль ужинать и сообщил, что ночевать мы будем здесь же (корабль на ночь опустили в воду), а завтра в 8 утра после раннего завтрака всем снова необходимо покинуть корабль, и что 90% вероятности, что вечером завтрашнего дня «Мила Майка» сможет продолжить свой путь. Все было именно так, как он сказал.
Мужчины решили скрасить наше ожидание, купив огромный, 20-килограммовый арбуз.
Второй день в Муртере показался нам нескончаемо длинным, и мы с нетерпением ожидали сигнала от нашего капитана.
Нам уже был неинтересен этот остров с его благами цивилизации, песчаными и галечными пляжами, кафе и рынками — нам хотелось домой, на «Мила Майку», чтобы уйти подальше от гула и гама многочисленных туристов, купаться с корабля в чистейшей воде в одной из уединенных бухточек заповедника Корнаты.
Перо выглядел очень изможденным — как он нам потом признался, он лично участвовал в ремонте, не давая спуску никому из работников, чтобы успеть завершить ремонт до вечера, а в довершение всего еще и успел собственноручно покрасить корабль снаружи, отчего руки его были все перепачканы в белой краске, а одежда — вся в грязи и машинном масле.
Покидая остров, мы ликовали, дружно выкрикивая «Браво, Перо!».
Остров Муртер, г. Тисно — город с печальной памятью.
19.07.11 из города Муртер Перо привел свой корабль в небольшой городок Тисно, название которого с 2010 года прочно связано с памятью об одном печальном событии — во время мощного пожара на Корнатах погибло 12 пожарников, о чем не дает забыть установленный в этом городе памятник в виде 12-ти каменных крестов. К сожалению, в связи с поздним заходом в городок, мы этого памятника не увидели.
Именно здесь наш корабль произвел целый фурор. Несмотря на то, что Тисно — очень маленький городок, здесь оказался разводной мост, который на следующее утро развели специально для нас, чтобы наш корабль смог не огибать остров, потеряв кучу времени и горючего, а пройти напрямик, сэкономив часа четыре. Чтобы при прохождении под мостом не задеть дно винтом, все пассажиры по команде капитана сосредоточились на носу корабля. Да мы и так были бы там, ведь именно отсюда получились самые интересные фотографии!
г. Шибеник: новое знакомство со старым знакомым.
20.07.2011. В Шибенике мы были множество раз, всегда добираясь до него по суше. Подход к городу со стороны моря заслуживает особого внимания!
Оказывается, г. Шибеник находится в большой бухте, вход в которую довольно-таки узок и живописен. На подходе к бухте — хорошо сохраненная фортица, некогда защищавшая город со стороны моря.
На одном из выступающих мысов, вдали от других построек, с лесенкой, ведущей к морю, — современная, должно быть, частная вилла, название которой соответствует ее местоположению — «МОЙ МИР».
В Шибенике, пока корабль «Мила Майка» пополнял запасы воды и горючего, мы отправились гулять по городу, по ходу делясь информацией о местных достопримечательностях.
Посетили монастырский дворик, забрались в крепость св. Михаила над городом, а к 16 часам вернулись на корабль, чтобы продолжить наше путешествие теперь уже в сторону национального природного парка КРКа, в г. Скрадин, расположенный на реке КРКа.
20.07.2011 — г. Скрадин — нижние ворота в национальный парк КРКа.
В Скрадине мы разделились: кто не был в национальном парке КРКа, купив билеты, отправились туда на прогулку; остальные воспользовались возможностью покупаться в пресной реке КРКа на местном пляже в непосредственной близости от вольно плавающих тут лебедей и побродить по улочкам бывшей римской Скардоны.
Солнце уже садилось, когда мы поднялись в маленькую разрушенную крепость с открывающимися оттуда завораживающими видами.
На наших глазах корабль «Мила Майка», выглядевший отсюда игрушечной лодочкой, перешел из бухты к пристани Скрадина, чтобы дать нам возможность погулять по городку и возвратиться на корабль для ночлега тогда, когда захотим.
Для видевших Скрадин в утренние и дневные часы, в этот раз городок предстал в своем вечернем убранстве — современно подсвеченная колокольня, романтично-теплый свет от уличных фонарей.
Как ни странно, но и вечером город был все также не многолюден и скромен, как и днем.
21.07.11 — о. Зларин — остров кораллодобытчиков.
Наутро Перо завел мотор очень рано — мы возвращались к островам Корнаты, чтобы снова пол дня провести в одной из уединенных бухточек и вдоволь накупаться перед тем, как причалить к пристани городка Зларин для ночлега. Этот маленький городок всем очень понравился. И хотя смотреть здесь по большому счету нечего, но его тихая уютная атмосфера произвела на всех приятное впечатление. К тому же этот остров знаменит тем, что здесь с давних времен добывали кораллы, а потому здесь есть несколько магазинчиков с ювелирными изделиями из кораллов. Во время вечерней прогулки по Зларину, Природа подарила нам незабываемую картину — солнечные лучи настырно пробивались сквозь тяжелые облака.
22.07.2011. о.Брач (Ловречина и г. Пучишча) — продолжение следует…
По графику мы должны были провести еще пол-дня в одной из бухт, а вечером вернуться в Омиш и ночевать там, чтобы в 9 утра 23.07 попрощаться с кораблем «Мила Майка» и его приветливой командой. Но Перо решил продлить нам наше путешествие в качестве компенсации за проведенное на Муртере время и привел свой корабль в бухту Ловречина на о.Брач. За все krstarenje это был самый длительный переход по морю, который занял 6 часов. Перо дал нам возможность погулять по острову, доставив нас на берег на своей резиновой лодке. Затем, вдоволь накупавшись в море прямо с корабля в самой теплой за время круиза воде, мы, наконец, осуществили нашу задумку — «пиратский вечер», к которому мы уже давно готовились.
Все отдыхающие на корабле с увлечением облачались в тельняшки и наводили пиратский грим. Представление состоялось на верхней палубе. Каждая из образованных трех команд представила свою «пиратскую песню». Затем последовали конкурсы. В одном, капитаны команд должны были найти в общей куче вторую пару обуви каждого из членов своей команды и быстро обуть свою команду. Другой конкурс — на лучший боди-рисунок на пиратскую тематику — раскрыл художественные таланты участников вечеринки. Еще в одном конкурсе команды соревновались в том, какая из команд быстрее выпьет «апельсиновый напиток» из кувшинов через длинные соломинки. В завершении все дружно искали клад, и, о удача, кладов оказалось по количеству участников вечеринки — никто не ушел без своего маленького деревянного сундучка с оригинальным морским пожеланием внутри!
В закрепление пиратской темы, все фотографировались в пиратской треуголке и с младшим членом экипажа — собачкой Молли, на плече, вместо попугая.
Посмотрите фото «Пиратский вечер на «Мила Майке»»:
Вечеринка закончилась ужином, ромом с колой и ночным переходом по морю до городка Пучишча, у набережной которого мы и остались на ночлег.
23.07.2011 — Все хорошее, увы, когда-либо заканчивается.
Утром мы вышли из г. Пучишча и уже через час были в Омише. Грустно было покидать ставший родным корабль, его команду — матроса Марко, помощника повара по имени Боже, и, конечно, капитана корабля Перо, все это время заботившегося о нас, как о своих дорогих гостях. Но увы, недельное турне закончилось и радовало только то, что до отъезда на Родину наших друзей есть еще целых два дня, которые нужно провести с максимальной пользой.
До новых встреч, капитан Перо и его дружная команда!
Использованы фотографии участников круиза — Марины Кулешовой, Ольги Мойкиной, Веры Эсауловой, Марии Кудрявцевой, Елены Боровской, Марии Гаченко.