Мотовун, виды, женщина
Наш опыт,  Путешествия

Многоликая Хорватия или 7 дней по Хорватии на автомобиле.

Идея путешествия по Хорватии на автомобиле возникла спонтанно, так как в этот раз мы решили не лететь на самолете, а добраться до Загреба поездом, в то время как наша знакомая Женя из Барнаула также прилетала в столицу Хорватии и собиралась взять автомобиль напрокат, чтобы на нем доехать до побережья. Так возникла мысль объединиться. Наш хорватский друг и водитель Славен предложил поехать на его комби (минибусе). В результате нас собралось 6 человек (Я, Ольга, Женя, Дима, еще одна Ольга и Славен), а оставшиеся в Питере друзья с досадой заявили: «В следующий раз, пожалуйста, озвучивайте ВСЕ ваши идеи!»

Наш маршрут тщательно разрабатывала Ольга, у которой есть на это талант, и он получился таким:

1. Поездом до Загреба.
2. г. Загреб (Zagreb) — столица Хорватии.
3. Карловац (Karlovac) — музей военной техники под открытым небом.
4. Мотовун (Motovun) — город трюфелей и кинофестивалей.
5. Грожнян (Groznjan) — город творческих людей.
6. Хум (Hum) — самый маленький город на свете.
7. Опатия (Opatija) — аристократический курорт Хорватии.
8. Кореница (Korenica) — дневка под Плитвицами.
9. Плитвицкие озера (Plitvice) — чудо природы.
10. Здравствуй, Далмация! Национальный парк «Пакленица» (Paklenica).
11. г. Задар (Zadar) — столица Северной Далмации.

Поездом до Загреба.

Этап 1. «Сапсан» Питер-Москва.

Комфортабельный поезд, в который с нашим багажом даже как-то неудобно было входить — пассажиры по большей части налегке — с дипломатами, костюмами на вешалках, ноутбуками. Поезд плавно тронулся с места и также плавно и почти бесшумно заскользил по рельсам. Скорость состава, как показывало электронное табло в салоне, была 200 км.в час, что внутри совершенно не ощущалось. Через какое-то время, как в самолете, показались борт-проводницы с напитками, но за отдельную плату. Цены кусались.

Сапсан — настоящее испытание для курильщиков. Время стоянок на станциях — 1 минута. На каждой остановке курильщики гуськом спешили к выходу, судорожно «затягивались» прямо у дверей вагона и ровно через минуту таким же гуськом возвращались на места.

Дорога за разговорами пролетела незаметно, и в шесть вечера мы уже были в Москве. До поезда на Загреб оставалось 4 часа. Колеса нашего неподъемного чемодана сломались еще в Питере, поэтому в метро тащиться было неохота, пришлось взять такси до Киевского вокзала за 800 рублей.

У нас было несколько часов свободного времени и мы провели его поблизости от вокзала.

Этап 2. Поезд » Москва — Загреб» через Будапешт.

Трехместные купе я бы запретила. Три полки друг над другом — чувствуешь себя гамбургером. Днем среднюю полку надо поднимать, иначе сидеть невозможно. Хорошо еще в мае не так жарко, хотя на третьей верхней полке все равно духота. Поездом ехать интересно — можно по сторонам глядеть, но при нынешних границах выспаться не дадут — то одна граница, то другая. И везде спрашивают: «Сигареты, алкоголь?» Хочется ответить — спасибо, не надо, но честно отвечаем: «Сигареты есть, но для себя, а алкоголь уже выпит». Говорят, бывают случаи «пристального досмотра», особенно на венгерской границе, где через страну провоз сигарет — не больше двух пачек на человека. Катастрофа для курильщиков!

В Будапеште встречаемся с нашими венгерским друзьями. В последнее время встреча с ними происходит исключительно в Хорватии, куда они приезжают летом на недельку отдохнуть. Вместе обедаем в ближайшей от вокзала пиццерии. До отхода поезда чуть меньше двух часов. Смеемся — заехали в Венгрию пообедать.

Фантастика! Наш вагон, в котором осталось всего 8 человек, едущих до Загреба, цепляют к электричке!!! И вот мы едем по Венгрии со всеми 29-ю остановками! Проезжаем Балатон, наслаждаясь видами озера, в этом году чрезвычайно мутного из-за природных катаклизмов. Сказочные домики-пряники радуют глаз на протяжении всего пути по венгерской территории.

2. Загреб — столица Хорватии.

Ну вот и доехали! Ура! Мы в Хорватии! Наш друг и водитель Славен нас встретил, и чемодан без колес дотащили, и все «u redu», т.е в порядке, потому что мы в Хорватии, а здесь всегда «нэма проблемы». По дороге к апартаментам заехали поужинать в ресторан. Апартаменты оказались в 5 км от центра, и тем не менее по 20 евро с человека, несмотря на ранний месяц май — столица вне сезонов!

Следующий день — знакомство с Загребом. Старый город покорил. Невольное сравнение со старой Прагой.

Захотелось послушать церковный орган, поэтому с утра пораньше отправились в Загребский кафедральный собор. Там проходила воскресная служба — католический священник через микрофон читал проповедь. В какой-то момент мы услышали то, ради чего сюда и пришли — величественно и красиво завучал орган, но, к сожалению, радовал нас недолго.

Покинув храм, мы прошли старинными улочками и вышли на площадь бана Йосипа Елачича.

В воскресенье на площади кипела яркая и интересная жизнь: художники-ремесленники вышли показать свое искусство и продать свои работы. Кузнец со звоном опускал свой молот на железные монетки.

Резчик по дереву предлагал купить деревянные грибы, но мы отказались, сославшись на то, что не умеем их готовить. Тогда он попытался вручить нам деревянного коня. 🙂

Женщины в национальных костюмах здесь же на площади выпекали «рваные трусы» — так назывались вкуснейшие лепешки, по желанию смазываемые различными соусами.

«Рваные трусы» буквально таяли во рту!

Зашли в архиологическое кафе. Среди откопанных когда-то исторических объектов, таких как каменные гробы, статуи с оторванными конечностями, надгробные памятники, за кофейными столиками хорваты мирно попивали кофе, а дети резвились, залезая в один из опустошенных гробов.

Наш водитель Славен, указав на надгробие, заметил: «Вот как поступали, когда не было фотографий». Действительно, на надгробии мы увидели высеченные в камне лица давно умерших людей.

Наши мужчины не упустили возможность «примерить на себя» каменную статую, вернее то, что осталось от скульптуры какого-то, должно быть, великого римлянина.

Вечером встретили с самолета Женю, прилетевшую из Барнаула, а наутро отправились в дальнейшее турне по Хорватии.

Посмотрите все фото г. Загреб:

3. Карловац — музей военной техники под открытым небом.

Дорога проходила мимо г. Карловац, рядом с которым, распологался музей военной техники последней войны 90-х. Музей под открытым небом представил различные боевые машины, танки, пушки и даже самолет, по словам Славена, российский. Разрушенные и растрелянные руины какого-то здания — все это так не увязывалось с красотой открывающегося взору местного пейзажа…

Посмотреть фото музея в Карловаце.

Дорога вела нас на полуостров Истрия. Мы не ставили себе задачу отдыха на побережье в истрских курортах — природные пляжи все равно в Далмации, где мы непременно окажемся. Нам хотелось увидеть совсем другую Хорватию, какой мы еще не знали. И потому первым пунктом нашего путешествия был небольшой городок — Мотовун (Motovun).

4. Мотовун — город трюфелей и кинофестивалей.

Мотовун известен в Хорватии проводимыми здесь кинофестивалями и грибами «трюфели» (tartuffi), которые произрастают в этих местах и стоят безумно дорого. Нашей целью было отведать этот местный деликатес, и мы остановились в ресторанчике, не доезжая до города. Мотовун «гнездился» на вершине высокого холма.

Дорогущее блюдо с трюфелями особого впечатления на нас не произвело — хотя и было весьма вкусно, но уж очень напоминало по вкусу и виду макароны с обычным грибным соусом. Думается, в наших ресторанах, вполне можно для иностранцев приподносить как «фишку» блюда с белыми грибами — будет ничуть не хуже! Я попросила, чтобы нам показали, как выглядят эти загадочные трюфели. Мне принесли замороженый экземпляр на тарелочке. Гриб он, конечно, напоминал мало, а вот с шоколадными «трюфелями» внешне очень даже был схож.

Плотно пообедав, мы устремились на гору, заплатив внизу за будущую парковку. На первой же улице оставили машину и отправились пешком.

Узкая каменная улочка совершенно четко вела нас к самым красивым местам. По дороге стали попадаться лавочки, где нам предлагалось продегустировать местные напитки и различные продукты с добавлением трюфелей. Настойка на трюфелях — это еще понятно, но вот мед с грибами — это уже что-то совсем странное…

Ольга попробовала трюфели отдельно ото всего и сказала, что это «несусветная гадость», не имеющая с грибами ничего общего.

Окрестности Мотовуна можно было обозреть с террасы. Виды окружающей природы завораживали, а в атмосфере города царило некое горделивое достоинство…

Посмотреть все фото г.Мотовун.

5. Грожнян (Grоznjan) — город творческих людей.

Ночлег нами был запланирован в маленьком городке поблизости от г. Мотовун — в г. Грожнян. По дороге на Грожнян мы доверились gps-навигатору, успешно сбились с пути и уехали к Словенской границе, оказавшейся неподалеку. Вернувшись и немного заплутав, мы-таки добрались до этого милого городка, расположенного на вершине одного из соседних с Мотовуном холмов.

Этот маленький городок с постоянным населением около 60-ти человек сразу покорил нас. Здесь все было как-то особенно уютно, по-простому, по-домашнему и со вкусом. Складывалось ощущение, что жители этого городка живут одной большой семьей, где каждый готов поручиться за соседа. Грожнян — это город, в котором различных художественных галерей и лавок больше, чем жителей!

И кошки здесь рожают в дуплах!

А в одной весьма большой комнате обитают очень «позитивные тараканы».

Как мы узнали позже, в этом городе дома специально скупались художниками и ремесленниками.

Очень быстро мы нашли свободные апартаменты — впятером едва поместились в трехэтажном доме! Дима по дороге говорил, что его мечта — пожить в замке. Его мечта, можно сказать тут же сбылась — весь Грожнян очень напоминает замок на вершине холма, а наши апартаменты — настоящие мини-покои.

На первом этаже располагались wc и уютная столовая-гостиная с большим столом,лавками, и камином-роштилем в углу. Узкая лестница вела на второй этаж, где была проходная комната — спальня на троих со старинным шкафом в идеальном состоянии. Еще одна лестница прямо из спальни вела на третий этаж, где располагалась еще одна спальня и второй туалет.

В гостиной за столом на полках было несметное количество бутылок со спиртными напитками, и хозяева сказали, что все это мы можем пить, сколько захотим, а в холодильнике еще для нас стоит «ораховица», домашнее шампанское и вино. Мы искренне порадовались, что остаемся здесь всего на одну ночь!

Чтобы вручить деньги за апартамент, мы бегали за хозяевами до самого отъезда, а они отмахивались от нас как от назойливых мух и все время повторяли: «Не сейчас, потом, потом». С сожалением покидали мы полюбившийся нам Грожнян, унося с собой на память красочную книгу местного фото—художника и сувениры, сделанные руками творческих гражнянцев.

Посмотреть все фото г.Грожнян.

6. Хум — самый маленький город на свете.

Проехать мимо Хума мы не могли — как не посмотреть самый маленький город на свете, занесенный в книгу рекордов Гинеса! Население его колеблется от 17 до 23 человек и тем не менее его называют городом.

Туристы со всего света съезжаются посмотреть Хум, а местные горожане потчуют их различными настойками и наливками, предлагают разнообразную продукцию пчеловодства. Здесь мы впервые попробовали мятный мед (лично мне не очень понравился).

Отобедав, похоже, в единственном ресторане города Хум, и купив диплом о том, что мы посетили самый маленький город на свете, мы отправились дальше, на истрское побережье — в респектабельный город Опатию.

Посмотреть все фото г.Хум.

7. Опатия — аристократический курорт Хорватии.

Курорт Опатия был основан австрийским королем, который построил здесь, на побережье, виллу для своей возлюбленной Ангелины. Вилла и сейчас носит ее имя. Затем сюда стала съезжаться австрийская знать и строить особняки. Поэтому Опатия имеет очень европейскую внешность и характер.

До сих пор на этот курорт устремляются те, кто наряду с отдыхом на море, хочет вкусить немного духа аристократизма. Вечерами по набережной Опатии прогуливаются туристы в красивых нарядах: себя показать и на людей поглядеть — вот что принято в этом курортном городке. А вот внешний вид большинства старинных особняков, к сожалению, вызывает грусть — многие из них снаружи явно нуждаются в реставрации или косметическом ремонте. И уж как-то совсем цинично смотрится расположившееся в бывшем храме казино.

На главной улице Опатии — современные бутики, кафе, рестораны. Пляж в Опатии — это бетонные плиты, широкими ступенями уходящие в море. Вдоль всего побережья расположились отели, а на пригорке через дорогу — как грибы, продолжают расти частные коттеджи со сдаваемыми в аренду апартаментами.

Посмотреть все фото г.Опатия.

8. Кореница (Korenica) — дневка под Плитвицами.

Переночевав в апартаментах в Опатии, мы покинули Истрию. Наш путь лежал к заповеднику Плитвицкие озера. Мы неоднократно бывали в этом чудесном природном парке, но из-за долгой дороги, и, соответственно, ограниченности во времени, не могли полностью насладиться его богатой природой.

В этот раз мы специально отвели на «Плитвицкие озера» целый день, остановившись неподалеку от заповедника — в 17 км от Плитвицких озер, в апартаментах, в местечке под названием Кореница (Korenica). В день нашего прибытия мы решили не ездить на озера, а устроить небольшой выходной от переездов и впечатлений — дневку.

Хозяин апартаментов Здравко предложил приготовить для нас ужин (что по цене вышло гораздо дешевле ужина в ресторане), и мы с радостью согласились, а тем временем разглядывали с любовью благоустроенную территорию вокруг коттеджа: собственноручно хозяином сделанную горку с мини-водопадом, большую деревянную беседку, бревенчатый мостик через искусственно созданный извилистый ручеек…

Любопытная деталь — рыбу, мясо, картофель и овощи Здравко поджарил не на роштиле, как принято у хорватов, а на каменной плите, под которой были разведены угли.

На другой день нам пригодились и профессиональные навыки Здравко, работающего в скорой помощи — по дороге на Плитвицы Диме прищемили палец дверью автомобиля, и он долго пугал нас и окружающих его кровавым видом.

Посмотреть фото «Кореница».

Плитвицкие озера — чудо природы.

На другой день мы отправились на Плитвицкие озера. Наконец-то у нас было достаточно времени, чтобы обойти почти весь парк. При входе в заповедник вас встречают сотрудники парка, готовые вам помочь с выбором маршрута. На Плитвицах все так удобно устроено, что достаточно определиться с количеством свободного времени и в зависимости от этого выбрать подходящий маршрут. Гуляя по парку по деревянным настилам вам нужно лишь следить за указателями с нужной вам буквой маршрута и за тем, чтобы не «слететь» с дорожки, особенно в сезон, когда туристы ходят толпами. Мы выбрали 4-6 часовой маршрут.

Судьба нам улыбнулась и даже с погодой в этот раз нам чрезвычайно повезло. Дело в том, что Плитвицы славятся особым климатом — в то время, как везде жарко и светит солнце, там может быть холодно и лить дождь. В прошлые наши поездки мы попадали как раз в такую погоду.

В этот же день природа улыбнулась нам и подарила все свои волшебные краски: бирюзовый цвет воды, семицветие радуги, сочность зелени, золото солнечного света…

Подробнее о национальном парке «Плитвицкие озера».

На обратной дороге с Плитвицких озер мы проезжали мимо ресторана, рядом с которым за сеткой обитали два живых медведя. Им было скучно и жарко, а нам было их очень жалко.

10. Здравствуй, Далмация! Национальный парк «Пакленица».

Хорватия славится тем, что на ее небольшую территорию приходится огромное количество национальных парков и заповедников. Пакленица — один из них.

Оставив машину у входа в парк, мы отправились пешком. Первые 300 метров дались нелегко. Уже после половины этого отрезка мы задумались — а стоит ли вообще нам туда идти? Довольно крутой подъем буквально вымотал нас — дыхание сбилось и тело яростно сопротивлялось внезапным нагрузкам. Преодолев душевную слабость, мы-таки продолжили путь и были вознаграждены за решимость — дорога вдруг превратилась в тенистую и ровную дорожку, которая привела нас к кафетерию.

Никаких плюшек в кафе не продавалось — только баночное пиво, сардельки и кофе, которое здесь подавали в небольших походных металлических кружках. Мы удивились, почему здесь нет хоть какой-нибудь выпечки, но хозяин кафе, он же официант, пояснил, что все продукты для своего кафе он возит на лошади и на себе — много не привезешь.

Подробнее о национальном парке «Пакленица».

11. Задар — столица Северной Далмации.

Из Паклениц мы направились в сторону Задара — столицы Северной Далмации. Честно сказать, после Сплита, Трогира, Дубровника — он не поразил нас своей красотой, хотя отдельные древние сооружения города были достойны внимания нашего и наших фотоаппаратов.

Зато наше воображение покорил «морской оргАн» (orgulja) на набережной. Сидя на широких белых ступенях, мы могли услышать низкий, глубокий голос моря и его неповторимую песню.

Думается, что Задар лучше всего посещать вечером, когда он преображается в лучах красивой подсветки, а на набережной рядом с морским органом светится большой разноцветный круг, получающий энергию исключительно от солнечных батарей, расположенных под стеклянными плитами.

Подробнее о г.Задар

Недалеко от Задара мы остановились, чтобы посмотреть на мелкие, торчащие из воды острова. Некоторые расположены так близко, что до них можно добраться вплавь.

Надо заметить, что дороги в Хорватии тоже достойны отдельного разговора. Я не говорю про автобаны или про качество дорожного покрытия, которое в Хорватии по большей части превосходное. Я хочу сказать, о красотах, открывающихся вашему взору за каждым поворотом. Когда вы едете старыми дорогами, потрясающие виды завораживают и хочется останавливаться через каждые 200 метров. В наиболее интересных для туристов местах оборудованы смотровые площадки или площадки для отдыха со столами и скамьями, а также бесплатными туалетами в идеальном состоянии. Также по дороге встречаются дорожные апарт-отели и ресторанчики.

Следуя по Хорватии в автомобиле всегда интересно читать названия населенных пунктов. Так мы обнаружили, что в Хорватии есть свой Рим! Как тут не поверить хорватам, которые с гордостью заявляют, что в Хорватии есть всё!

Посмотреть фото «Дорогами Хорватии»

Наше недельное турне по Хорватии подходило к концу. Мы возвращались в наш любимый маленький и уютный Омиш, где нас с нетерпением ожидали уже ставшие родными омишане.