Морские круизы

Вояж по островам Адриатического моря.

Собирая компанию для недельного морского путешествия по островам Адриатического моря, нам трудно было называть это путешествие круизом. Все-таки понятие «круиз» у большинства людей ассоциируется с большими белоснежными лайнерами типа «Михаил Светлов» и каютами-люкс.

Наше же путешествие планировалось на одном из небольших деревянных кораблей, курсирующих по просторам Адриатики, и внешне очень напоминающих средневековые парусные судна. Но тем романтичнее и интереснее было для нас это «KRSTARENJE» — так называют в Хорватии подобные морские путешествия.

Деревянный корабль, на борт которого мы впервые ступили еще весной, обладал, как выразился капитан корабля Перо, какой-то особой «харизмой»: с каждой лишней минутой пребывания на нем, все меньше хотелось его покидать. Выбор был сделан окончательно и бесповоротно. Название корабля «Mila majka» у всех хорватов вызывает улыбку, а перевести его на русский язык дословно невозможно — что-то вроде восклицания «мама родная», ведь «majka» в хорватском языке означает «мама».

Корабль «Mila majka», готовый принять максимально 20 человек, идеален для путешествия тесной дружественной компанией. Именно поэтому мы и остановили свой выбор на нем и 5-го сентября 2009 года дружно ступили на борт корабля.

1-й день. Отправление было назначено на 5 сентября из г. Омиша (Средняя Далмация), но никто не в силах предсказать заранее и, тем более, заказать нужную погоду. С вечера 4 сентября подул холодный северо- западный ветер, именуемый хорватами «бура», и несущий с собой шторм, препятствующий выходу корабля в море.

Ночевать пришлось на корабле у омишского причала. Лежа в каюте, было слышно, как поскрипывают деревянные балки корабля, плещется море за бортом, словно кто-то старательно гребет веслами. Легкое покачивание, словно в люльке, было непривычно, но успокаивало, убаюкивало. Нужно еще привыкнуть к новым звукам и ощущениям.

Каюты корабля небольшие, но вместительные. Здесь есть все необходимое — довольно широкие двух-ярусные кровати, умывальник, зеркало, шкафчик для одежды. Каюта на таком корабле – это место, куда приходишь только спать – вся жизнь проходит на верхних палубах.

2-й день. Ночь новых звуков и ощущений прошла. Буря разыгралась не на шутку. Капитан нервничает, раскуривая трубку – желание как можно скорее покинуть причал материка не покидает его, и он только выжидает удобный момент, чтобы тут же снять якорь. 

Мы не теряем времени даром и после завтрака принимаем солнечные ванны в удобных лежаках на 2-й палубе. Все корабли на Ядрану (так называют в Хорватии Адриатику) замерли в томительном ожидании – никто не осмеливается вступить в противодействие морской стихии.

Наконец, уловив неведомый нам знак, капитан отдает команду поднять якорь, и мы выходим в море. Идем зигзагообразным курсом, и не замечаем, как оказываемся у берегов острова Брач, расположенного напротив материка. Заходим в симпатичную бухточку острова вблизи г.Милна, где нам не страшен шторм. Корабль ставится в растяжку на трех канатах и якоре.

По спущенной с корабля лестнице мы все устремляемся в прозрачную бирюзовую воду. Вдоволь нанырявшись и наплававшись, перебираемся на верхнюю палубу загорать. Кто с книжкой, кто с чашечкой кофе, кто с шашками – каждый находит себе занятие по душе. Прежняя мысль взять с собой ноутбук кажется глупой и нелепой, на смену приходит радость от того, что он все-таки остался дома. Вопрос «Что делать на корабле целыми днями?» уходит сам собой.

Удобный лежак трансформируется в гамак, придавая телу состояние невесомости. Чайки, пролетая над головой, с любопытством разглядывают отдыхающих. Голубое небо кажется бездонным морем, а море – безоблачным небом. Музыка, доносящаяся из динамиков, добавляет ощущение счастья.

Ближе к вечеру снимаемся с якоря и переходим в г. Милна. Городок симпатичный, со множеством кафе на набережной и бесчисленным количеством яхт. Похоже, Милна — излюбленное место яхтсменов.

Уже в сумерках, на глазах оставшихся на берегу друзей, отчаянно размахивающих руками и думающих, что мы их позабыли, отплываем от причала, ненадолго уступая место подходящему по расписанию парому. Минут через 15 осчастливливаем «покинутых» своим возвращением.

После прогулки по городу, проголодавшиеся, спешим на корабль, где нас уже ждет горячий ужин. На носу корабля – большой стол, за которым приятно поужинать на свежем воздухе. Наш капитан Перо еще и один из лучших в Омише поваров, прошедший обучение и стажировку в Италии. Весь «поход» он будет удивлять нас своими кулинарными изысками, а его коллега с преследующей нас по пятам «Конкордии», каждый раз будет интересоваться, чем нынче потчует Перо своих гостей.

Ночевка в Милне. Спим с закрытыми иллюминаторами, чтобы не слышать голоса гуляющих в кафе яхтсменов и не чувствовать смердящий запах от воды, являющийся последствием обилия яхт в этом городе. Намного приятнее ночевать в одной из необитаемых островных бухточек (uvale).

3-й день. С 8 до 9.30 завтрак – омлет, помидорки-чери, нарезки ветчины, колбасы, сыра, мюсли, йогурт, чай, кофе, фрукты, всегда свежий белый хлеб, — в общем, шведский стол, как везде..

В 9.30 стартуем из г. Милна и идем в одну из бухт острова Шолта. «Паркуем» корабль в растяжки и предаемся морским развлечениям. Вода прохладная после шторма, но это никого не останавливает. Единственное неудобство доставляют островные осы, проявляющие к нам повышенный интерес. Капитан достает оружие против них — баллончики с аэрозолью от насекомых.

12-летний сын одной из отдыхающих с нами дам, словно заведенный, без устали прыгает со второй палубы в море. Сидя в кают-компании, краем глаза в очередной раз вижу пролетающую фигуру – еще 2 дня назад он прыгал только с первой палубы и вот уже повысил планку до второй. Если так дальше пойдет, похоже, скоро начнет «скОкать» с мачты.

Отдых на корабле имеет множество достоинств. Главное, пожалуй – здесь все под рукой: и море, и солнце, и ресторан, и кафе, и личный апартамент. Море доступно круглосуточно, и помимо простого купания, всегда можно попробовать реализовать давнишние желания, например, научиться нырять тем, кто не умел этого делать раньше. Накупавшись в море, тут же можешь ополоснуться в теплом душе, переодеться в запасной купальник, повесив мокрый сушиться на палубе. Проголодавшись, всегда можешь заглянуть в кают-компанию и заказать чашечку кофе или что-нибудь перекусить (можно заказать и обед) , утолить жажду кружечкой разливного пива, минералки или побаловать себя коктейлем. Устав от солнца на верхней палубе, можешь посидеть с книжечкой в тенечке на первой палубе или устроить тихий час в каюте. Плюс ко всему ежедневно перед взором меняются пейзажи — острова, города, бухты, корабли, яхты…

Близится вечер, из кухни доносятся аппетитные ароматы готовящегося ужина – Перо в очередной раз хочет нас удивить и готовит традиционное далматинское блюдо – «Тингуль с ньоками».

Но и мы решили отличиться. Сговорившись, мы все переоделись в пиратов – надели тельняшки, навели соответствующий грим на лицах и художественный беспорядок на головах, и вот в таком виде, отправились на ужин в кают-компанию, где в нетерпеливом ожидании пищи стучали ножами и вилками по столам. Команда была в восторге!

Капитан признал нас «своими» и велел команде ужинать вместе с нами. По случайному стечению обстоятельств, все трое мужчин, составляющие команду (сам капитан Перо, Джони — помощник капитана и матрос в одном лице, Тончо — бармен и матрос), в этот день также были одеты в тельняшки, благодаря чему мы почувствовали себя единой командой «пиратского» корабля!

Капитан в честь такого пиратского праздника, угостил нас бутылкой настоящего рома – что за пираты без рома!

Вечером на корабле погас свет (что-то там перегорело), но почти тут же вышла яйцевидная луна. Праздник завершился дискотекой на верхней палубе и ночным купанием в лунных дорожках – у каждого она была своя…

Посмотрите фото «Пиратский день на «Mila majka»:

4-й день. Мы проснулись около 6 утра от звука работающего мотора – корабль был уже снят с якоря и плавно выходил из бухты. Что задумал капитан и куда мы держим курс, никто еще не знал. Море штормило, особенно на открытых участках между островами.

По словам капитана, на десять человек всегда найдется один, страдающий морской болезнью. Исходя из личного полученного опыта, сейчас я с уверенностью могу заявить, что душное помещение и замкнутое пространство во время качки – главные причины возникновения морской болезни! Людям, предрасположенным к укачиванию (в автомобиле, самолете и т.п.), во время передвижения по волнам необходимо сидеть на верхней палубе, на свежем воздухе и ни в коем случае не находиться в замкнутом пространстве.

Корабль «Mila majka» причалил к пристани города Хвар на острове Хвар. Быстро позавтракав, мы отправились в крепость, возвышающуюся над городом. Хвар нам понравился. Старинные улочки, уходящие вверх, напоминали Дубровник. Симпатичные домики, ослепительной красоты виды на море и острова! Крепость, недавно отреставрированная, также впечатлила.

После знакомства с городом, «Мила майка» перешла в бухту неподалеку, где мы и провели остаток дня и ночь.

Бухта располагалась рядом с охотничьим угодьем и пара оленей без всякой опаски разгуливала по берегу, пытаясь подкормиться в оставленных кем-то больших мусорных пакетах.

5-й день. Снова, как и накануне, нас разбудил работающий мотор «Мила майки». Море было спокойно, и капитан принял решение идти к «Голубой пещере» на острове Бишево вблизи острова Вис. Это был самый длительный переход по морю – около 5 часов, но Перо рассчитал все точно: пока море спокойное, нельзя тянуть и рассчитывать на милость природы, нужно использовать это время, чтобы достичь одну из наших заветных целей – Голубую пещеру. К тому же, чтобы увидеть это чудо природы во всей красе, нужно успеть прийти на место в утренние часы, пока солнце светит определенным образом, словно освещая пещеру откуда-то изнутри. Если же запоздать, освещение изменится и пещера покажется темной и унылой.

Причалив к острову недалеко от пещеры, в бухте, где необходимо было купить билет на экскурсионный катер, мы узнали, что ждать придется около часа — слишком много желающих посмотреть это чудо природы. Но Перо не хотел рисковать, опасаясь изменения погоды, и купив билеты на всех нас, не дожидаясь экскурсионного катера, повез нас на своей моторной резиновой лодке. Вход в пещеру оказался очень небольшим. На входе специальный человек регулировал количество входящих и выходящих лодок. Передвижение по пещере — исключительно на веслах, даже на одном. Перо один продвигал нашу лодку, в то время, как мы раскрыли рты от увиденной красоты и увлеклись фотографированием, забывая по ходу отталкиваться от стен пещеры, местами нависающими над головой, а также встречных лодок и катеров, словно по контейнеру, передвигающихся внутри пещеры по часовой стрелке. Сделав свои «уникальные кадры», мы выбрались из пещеры и вернулись на корабль под большим впечатлением.

Недалеко от голубой пещеры есть еще одна – Зеленый грот. «Мила майка» кинула якорь неподалеку, и помощник капитана Джони отвез нас на лодке в эту пещеру. Зеленой ее назвали за светящееся изумрудное пятно на воде, создаваемое преломлением лучей солнца, проходящих через узкое отверстие в своде грота. Казалось, что кто-то просто обронил мощный фонарь и он светит со дна.

Покинув этот участок Адриатического моря, где можно наблюдать открытые морские просторы, мы отправились на остров Вис, в столицу острова — город Вис. Город мало напоминает туристический центр – скорее, этакий вытянутый вдоль берега рыбацкий поселок, который мы обошли, сделав немало симпатичных снимков.

6-й день. Держим курс снова на остров Хвар – самый солнечный остров Адриатики. По ходу Перо показывает систему навигации GPRS, которая позволяет не только определять местоположение корабля, но и видеть рельеф берега, все заливы и бухточки, высчитывает время до пункта назначения, указывает километраж.

Для связи с берегом используются обычные мобильные телефоны – в сезон о месте «парковки» корабля в городах нужно договариваться заранее. У нас же с этим проблем не возникает – в сентябре кораблей, совершающих подобный вояж, уже значительно меньше.

По дороге заходим в одну из бухточек острова Хвар, чтобы в полной мере насладиться морем и солнцем. Здесь все побережье буквально изрезано такими небольшими бухтами и заливчиками. Любой корабль, любая яхта найдет себе пристанище.

Капитан уезжает на лодке в неизвестном направлении, а команда корабля с масками что-то ищет в воде вблизи прибрежных скал. Делаем вывод – ищут для нас ужин.

Тончо, наш бармен, вылавливает из моря огромную ракушку – «плеску». Настроение у всех, похоже, искательное. Поэтому организуем «поиски клада на корабле». Следуя подсказкам, спрятанным в разных частях корабля, и выполняя по ходу различные задания, в результате находим клад – ларец с серебристым долларом в виде подвески. Приз достается самому настойчивому и терпеливому. Остальные получают утешительные призы.

Вечереет. Близится время ужина. Капитан вновь нас удивляет, приготовив ужин на корабле не на кухонной плите, а на углях гриля, ловко приспособленного к перилам корабля!!! Любой скажет, что деревянный корабль и гриль – вещи несовместимые! Перо хвастается, что такой гриль есть только на его корабле!

После ужина мы покидаем бухту и заходим в глубокий залив, в котором расположился древнейший на острове город — Стари Град.

Ночная прогулка по лабиринту освещенных желтыми фонарями улочек, уютное кафе, куда всех нас пригласил Перо… Все чувствуют, что этот вечер фактически последний в этом вояже, ведь завтра мы должны быть уже в исходной точке нашего путешествия — г. Омише, а оттуда — прямой путь в аэропорт г.Сплита…

Радостно и грустно одновременно. Грустно, что наш вояж подходит к концу, но радостно, что такое путешествие было в нашей жизни и принесло множество ярких впечатлений и положительных эмоций!

7-й день. Перед тем, как поднять якорь, мы еще успеваем посетить замок-дворец поэта Петра Хекторовича в Стари Граде — восполняю пробел апрельского посещения этого города.

Капитан Перо делает нам еще один подарок – чтобы хоть немного продлить наше путешествие, вместо Омиша направляет корабль на остров Брач в город Пучишча. И хотя купаться нам не приходится (вода после недельного шторма холоднее обычного), остаток дня проводим в этом уютном городке, спрятанном в глубоком заливчике острова.

Из-за шторма не успеваем вернуться в Омиш, и улетающих ранним утренним рейсом, Перо ночью отвозит на машине на паром, идущий из г.Супетар (столица о.Брач) в г.Сплит (столица Средней Далмации). Для них приключения продолжаются…

Ну а мы радуемся, что нас ждет еще один небольшой переход по морю, и что еще несколько часов мы сможем побыть на этом, уже ставшем родным, корабле, с его заботливой командой и, неподдающейся объяснению разума, харизмой!